Распространённые ошибки при заказе сайта

Распространённые ошибки при заказе сайта

- Джек, клиент всегда прав!

- Да, но этот утверждает, что он неправ…

Редкий случай

Объявляется наступление на грабли

Некоторые (далеко не все) заказчики хотят получить хороший сайт, но совершают досадные ошибки. В итоге он не продаёт. Страдают и посетители сайта, и разработчики, но, в первую очередь, сами заказчики: их товар не пользуется спросом. Я обращаюсь и к тем, и к другим, и к третьим, чтобы они боролись с этим злом.

Что это за ошибки?

1. «Угадайте, что мне нужно».

Заказчики часто просят вас делать всё без их участия. Весьма вероятно, что такой заказчик сам не в курсе, зачем вообще ему нужен сайт. Как царь в русской народной сказке: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Кстати, вы помните, чем этот царь закончил?

Нельзя сделать просто «хороший сайт»: слишком много умолчаний. Нужно, чтобы он соответствовал определённым требованиям, которые можно объективно измерить. Если требований несколько, нужно оценить приоритет каждого из них.

В противном случае веб-студия может предлагать одну блестящую идею за другой, а клиент каждый раз будет их отвергать: «Ах, это мне не подойдёт». А если он и согласится, то будет сомневаться: он сам так решил или за него решили.

Например, «сделай мне сайт как для себя» - плохая формулировка цели. А вот требование типа: «Мне нужен сайт с разделами «О системе», «Аналитика», «О компании», «Видеоканал», «Партнёры» - звучит гораздо лучше.

То же самое с критикой: «мне что-то здесь не нравится, поправь чуть-чуть» - тоже расплывчато. «Хочу, чтобы 5% стабильно звонили, а наши контакты в подвале» - другое дело. И чем яснее клиент представляет, чего он хочет, тем быстрее он придёт к своей цели.

По крайней мере, он будет знать, куда он идёт, не так ли?

2. «Если сайт МНЕ понравился, значит, он хороший».

Однажды Папа Римский предложил Микеланджело построить флорентийскую капеллу. Внутри должны были стоять скульптурные портреты семейства Медичи. Когда художник закончил работу, граждане увидели в ней изощрённую пародию. Дело в том, что реальные Медичи не отличались ни умом, ни красотой, и великолепные скульптуры подчёркнуто контрастировали с ними. Зато работа очень понравилась конечному заказчику.

Если говорить о сайте, то клиент может иметь свои предпочтения. Ему может показаться принципиальным сделать кнопку не синей, а зелёной. Недавно назначенная дама-директор, конечно, может выбрать розовую гамму для главной страницы трубного завода. Бывает – цвет понравился. Но для пользы дела всё-таки лучше выслушать доводы «против» и провести хотя бы какое-то подобие тестирования.

3. «Сделайте мне идеальный сайт, чтобы его никогда не пришлось править».

Дело в том, что технологии обновляются каждые 3-5 лет - то, что современно сегодня, морально устареет завтра. Конкуренты оптимизируют свои сайты под смартфоны, HTML5, странный Internet Explorer и слабовидящих пенсионеров. Если заказчик поймёт, что сайт – это не на один день, а всерьёз и надолго, его не обманут обещающие слишком много «продажники» и противники AB-тестирования. Просто посмотрите, как выглядела первая веб-страница.

4. «Сайт – это очень просто».

Наверное, вы слышали, как некоторые заказчики говорят:

  • «мне нужен сайт, срок - вчера»;
  • «вы всего лишь разместили этот логотип на главной странице, что в этом такого»;
  • «да мне за копейки сделают то же самое, и сайт выйдет в топ уже через месяц»;
  • «закачаю картинок из Google, и всё будет в шоколаде»;
  • «почему так долго, ты же профессионал»?

При этом речь идёт не о малом бизнесе, а о крупных корпорациях. Да, в Интернете есть довольно много пособий типа «Как сделать сайт за 3 часа». Но пусть заказчик знает, что в Сети немало и инструкций по взлому таких сайтов «на скорую руку». И это далеко не единственный их минус.

Поисковая выдача по запросу: "Как взломать простой сайт".

5. «Я хочу, чтобы вы подробно отчитывались о том, что делаете».

Однажды от А.С. Пушкина потребовали детальный отчёт о борьбе с саранчой в Херсонском уезде. Вместо всякого официального донесения по этому делу, он прислал стихи: «Саранча летела, летела и села; сидела, сидела, все съела, и вновь улетела».

Конечно, отчётность важна и полезна, чтобы творческие люди «не загуляли». Но с другой стороны если PHP-программист написал за день всего 10 строчек кода, стоит ли считать его тунеядцем, не вникая в суть дела?

Как бы странно ни выглядел список этих ошибок, тем не менее, находятся люди, которые их совершают. Вы ведь не из их числа, правда?