Что учесть при составлении ТЗ (техзадания)? 6 важных моментов, о которых вы могли забыть

С чего начинается составление техзадания? И чем заканчивается его отсутствие?

Давайте сразу начнем со второго вопроса и не будем больше о грустном. Честно говоря, заканчивается это обычно плохо. Что «это»? Небрежно или формально составленное техническое задание. Итог, как правило, один: клиент получает не совсем то, а порою - совсем не то, что хотел.

При этом дизайнеры, программисты и копирайтеры уже сделали свою работу – так, как они ее поняли – и справедливо рассчитывают на вознаграждение. Ситуация неприятная настолько, что лучше в нее не попадать – ни заказчику, ни исполнителю. Тем более что и средство от этой «головной боли» есть, и оно в принципе довольно легко доступно. И имя ему – правильно! - грамотно составленное техническое задание.

Давайте кратко обозначим этапы составления этого архиважного документа, в котором обеими сторонами зафиксировано, что именно и в каком виде хотят эти самые стороны получить на выходе.


№1 - Выберите исполнителя

Нет, не того, кто сделает сайт, а пока лишь того, кто составит грамотное и удовлетворяющее всех участников процесса техзадание. Кто это может быть? Казалось бы: кто как ни заказчик должен знать, чего он хочет, но практика показывает, что заказчик, у которого есть на руках готовое ТЗ, встречается не просто редко, а чрезвычайно редко. А, если честно, то почти не встречается. Подрядчик? Но он же не может угадывать мысли, желания и уж тем более вкусы заказчика. Так кто же? Логика подсказывает, что оба. В процессе диалога.

Нередко бывает и так, что техзадания составляет третья сторона – есть, представьте себе, и такие услуги в наше время.


№2 - Определите цели

Первый вопрос в этом диалоге совсем не «Какой вы хотите сайт?», а «Зачем вам сайт?» Цели могут быть самыми разными: от желания иметь «электронный фасад» своей компании до запуска активных продаж в интернете и от публикации текстов одного автора до обмена мнениями большого количества людей, незнакомых между собою в офф-лайне. Не говоря уж о такой функции, как способность сайта приносить доход. Или же четкое осознание обеими сторонами факта отсутствия такой способности.

№3 - Выбор «жанра»

Если цель определена, то решить, в каком «жанре» будет выполнен сайт, не так уж и сложно. Блогеру нужен блог, для многопользовательского общения подойдет форум, объявления размещаются на сайте объявлений, а продажи запускаются на продающем сайте. Разумеется, от заказчика требуется минимальное знание названий этих «жанров» и того, что именно под этими названиями скрывается. Что, например, «сайт-визитка» это не всегда маленький сайт, а «соцсеть» не всегда охватывает целые континенты. И так далее, со всеми остановками, включая «станции» Узкотематические форумы Подкасты, Игровые порталы и иже.

di-JMCU52.jpeg

И тут самое время перейти к такому этапу, как согласование терминов.

№4 - Глоссарий

Это не обязательно зафиксированный на бумаге список понятий. Чаще всего это устное согласование одинаковой трактовки терминов. Например, заказчик должен как минимум понимать, какой именно смысл скрывается за словами «верстка», «категория», «внутренняя страница» или, например, «слайдер».

Если кратко, то стороны должны если уж не говорить на одном языке, то как минимум быть открытыми к взаимному пониманию, осознавать, что один может иметь в виду под определенными терминами совсем не то, что другой, и быть готовыми к взаимному и совместному прояснению этих моментов.

№5 - Брифы

Боимся, мы вас совсем запугали. В действительности на практике все не так уж и сложно. Один из способов упростить процесс выглядит так: заказчику выдается бриф – небольшая анкета, в которой он, выбирая варианты ответа на вопросы, решает в общих чертах, каким именно будет его сайт. Пункт короткий, но очень важный. По большому счету, от исполнителя требуется принять ряд конкретных решений. С одним лишь уточнением: решения эти должны быть осознанными и, желательно, не меняться в процессе работы.

55f0390a57826.jpg

Кстати, принятые при помощи брифа решения вполне могут быть использованы при составлении договора и даже стать его пунктами.

№6 - Детализация

На этом этапе исполнитель предлагает заказчику выбрать CMS-платформу, шаблон (или описание оригинального дизайна), а также технические характеристики сайта, возможные стилистические решения, предпочтительную цветовую гамму, варианты расположения модулей на странице, количество самих страниц, наличие и отсутствие различных плагинов, виджетов, диалоговых окон и т.п.

 

Что еще важно знать? Несколько простых истин

  • Изложенный выше алгоритм – это, так сказать, идеал, к которому можно (и нужно) стремиться, но который на практике редко реализуется на все 100%. Тем не менее: чем мы к нему ближе, тем на меньшее количество подводных камней наткнемся в процессе работы.
  • Всегда важно помнить, что исполнитель не может решить за заказчика, какой сайт тому нужен, а может лишь помочь ему в этом.
  • Успех проекта зависит не столько от опыта пребывания заказчика в роли заказчика (это не тавтология, просто точнее тут не скажешь), сколько от его компетентности в вопросах собственного бизнеса. Как бы странно это ни звучало.
  • Главное требование к заказчику по большому счету одно: не менять своего мнения в процессе создания сайта. Все решения лучше принимать до начала работ.
  • Как известно, умная мысля имеет противное свойство приходить опосля. Такое случается и обычно обозначается в договоре: все изменения, не предусмотренные техзаданием, вносятся в сайт за дополнительную плату. Обеим сторонам очень важно относиться к этому спокойно и ни в коем случае не расценивать ситуацию как конфликтную.
  • Заказчик должен понимать, что сроки выполнения работ зависят и от сроков согласования этапов этих работ. Лучше не затягивать.
  • О вкусах не спорят: к примеру, в вопросе о том, что симпатичнее – котики или младенцы – кому-то рано или поздно придется уступить. И вряд ли это будет заказчик. В конце концов, ведь именно он платит деньги.