В настоящее время многие компании в целях повышения эффективности своей деятельности прибегают к помощи сторонних специализированных фирм или отдельных специалистов, внештатных работников. Мало кого удивишь такими некогда диковинными понятиями, как «аутсорсинг» или «фрилансер». Но всё же давайте рассмотрим это явление поподробнее.
Наиболее основательным сотрудничеством является аутсорсинг (от англ. outsourcing, outer-source-using — использование внешнего источника/ресурса) — передача ранее самостоятельно реализуемых компанией функций внешней компании-исполнителю, специализирующейся на нужных видах деятельности.
Нам же, как компании, специализирующейся на веб-разработке, поддержке и обслуживании сайтов, следует отметить такую разновидность аутсорсинга, как ИТ-аутсорсинг (ITO) — делегирование внешней специализированной компании решения вопросов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объёмов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг, тестирование и т. д.).
Часто аутсорсинг путают с таким понятием, как аутстаффинг (англ. out — «вне» + англ. staff — «штат», т.е. вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера). Однако, аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников. При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции.
Иногда работника, приглашённого для выполнения заданий в ходе аутстаффинга называют фрилансер. Фрилансер (англ. freelancer — вольный копейщик, свободный копьеносец, наёмник; в переносном значении — вольный художник) — человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник).
Широкое распространение фриланс получил с развитием интернета: сеть и сопутствующие информационные и банковские технологии позволили некоторым категориям работников уменьшить частоту появления в офисах, а то и полностью перейти на надомную/удалённую работу. Кстати, исследования в Стэнфордском универсистете, которые длились 9 месяцев показали, что работая дома, среднестатистический сотрудник на 4% эффективнее и гораздо лояльнее к работодателю.
В России пока работать «по старинке», пожалуй, надёжнее — нанял специалиста в офис и можешь следить за выполнением поручений от и до. Да и трудовое законодательство ещё никто не отменял. Но — каждому своё, — кто-то придерживается консервативного подхода, кто-то старается шагать в ногу со временем. Главное — чтобы бизнес был успешным!