Будущее электронной коммерции в России

Будущее электронной коммерции в России

В 2013 году консалтинговая компания A.T. Kearney составила Глобальный индекс развития розничной торговли (англ. Global Retail Development Index — GRDI). Данные оказались весьма любопытными.

Согласно индексу, российский рынок электронной коммерции относится к «рынкам следующего поколения». Это значит, что у него большое будущее.

Преимущества

К электронной коммерции относится и торговля в Сети, и digital-маркетинг, и онлайн-банкинг, и электронное страхование и многое другое. Обычно преимущества e-commerce рассматривают на примере онлайн-шоппинга (хотя, строго говоря, это не одно и то же).

1. Онлайн-магазины могут выступать как дополнение обычному магазину. При этом имеют преимущество:

  • во времени (доступны 24 часа в сутки);
  • в пространстве (расширяют географию продаж);
  • в плане аналитики (помогают собрать разнообразную информацию о клиентах).

2. Они также могут быть самостоятельной торговой точкой, где:

  • цены ниже, чем в оффлайновом магазине, поскольку аренда реальных площадей обходится всё дороже, а Интернет становится всё дешевле;
  • товар не могут украсть с виртуальной витрины;
  • издержки на сопутствующие интернет-продвижение ниже, чем в оффлайновой рекламе.  

Всё это позволяет доставлять товар к клиенту напрямую, минуя торговые залы и избегая лишние расходы.

Российская специфика

Уже сегодня отечественный рынок интернет-магазинов – крупнейший в Восточной Европе. На нём совершают покупки четверть граждан России. Да, в 2013-2014 рубль ослабел, и платёжеспособность граждан снизилась на какое-то время. Тем не менее, рынок онлайн-торговли хоть и получил удар, но будет расти.

Электронная коммерция в России

Чаще всего онлайн-покупатели заказывают книги (40%), технику (более 30%), игры и мультимедиа на DVD (почти 30%). Чуть меньше покупают программное обеспечение, музыку, авиабилеты, одежду (около 20%), туристические путевки (13%), а также продукты питания (8-10%).

Какие есть особенности?

1. Первая – это дисбаланс между столицами и провинцией. Пока больше всего через Сеть покупают в Москве и Санкт-Петербурге. Ситуация изменится только тогда, когда в регионах:

Регионы медленно, но верно сокращают разрыв. Значит в обозримом будущем онлайн-покупателей там будет становиться больше.

2. Вторая особенность – это налогообложение.

Когда в какой-либо сфере начинают «крутиться» большие деньги, её облагают налогами.  Это происходит в любой стране.

  • В США интернет-торговцы обязаны платить налоги в бюджеты штатов на основании места проживания покупателей.
  • В России Дума уже одобрила поправки к закону «О таможенном регулировании в РФ» в первом чтении. Поправки позволят Правительству оперативно менять нормы беспошлинного ввоза товаров, заказанных в интернет-магазинах. Сейчас за границей можно беспошлинно купить товар на 1000 евро весом до 31 кг. Правительство пока планирует «ужесточить» порог до 150 евро и 10 кг соответственно.

Может, показаться, что подобные налоги – по определению зло. Однако, как правило, процесс налогообложения сопровождается вялотекущей легализацией. В Сети довольно много магазинов, которые работают по сомнительным схемам. В итоге страдают конечные потребители товаров. Если определить чёткие правила игры, интернет-торговля станет прозрачнее. Да, это произойдёт не сразу. Тем не менее, при грамотном подходе это позволит улучшить климат в интернет-торговле.

Резюме

Онлайн-шоппинг становятся всё более привычными для россиян. Если в 2011 г. в ТОП100 не было ни одного магазина с конверсией выше 3%, то в 2012-м их стало уже больше двадцати. У некоторых интернет-магазинов она достигла даже 10 и более процентов. Почему так важен уровень конверсии? Он влияет на размер прибыли. О том, как её увеличить, читайте в новой статье.

В следующем материале: "Как сделать правильный интернет-магазин?"