По данным Data Insight, в 2013 году количество российских интернет-покупателей увеличилось на 30%. Теперь их общее количество в РФ достигает 30 млн. Аналогичного, оптимистичного взгляда придерживается также InSales.
О чём это говорит розничным компаниям?
Во-первых, их дела могут пойти резко в гору в интернет-сегменте.
Во-вторых, конкуренция в онлайн неизбежно возрастёт.
Дао покупателя
В теории схема покупки выглядит довольно просто и красиво.
На практике зашедший покупатель может «соскочить» на любом этапе. Хотя бы потому, что дизайн сайта выполнен в стиле «вырви глаз». Приведём реальные антипримеры:
Что нужно сделать, чтобы помочь покупателю совершить онлайн-покупку?
Позаботиться об удобстве пользования сайтом. Мы уже раскрыли тему юзабилити и адаптации под мобильные платформы. Не менее важны «облако», технологии ускорения CDN, использование отказоустойчивых масштабируемых конфигураций и т.п.
Автоматизировать внутренние бизнес-процессы интернет-магазина. О них – далее.
Что автоматизировать?
Можно просто выложить товар на виртуальные полки интернет-магазинов. Этот вариант подходит для небольших компаний, не испытавших дефектов роста. Однако по мере расширения организации необходимо оптимизировать внутренние бизнес-процессы. В последнее время это стало всё чаще достигаться за счёт прогрессирующей автоматизации. Какие она даёт преимущества?
И качество, и скорость обслуживания клиентов можно удержать на должном уровне.
Уменьшается роль человеческого фактора.
Сокращаются издержки самого предприятия.
Какие внутренние процессы автоматизируются?
Давайте углубимся.
Информация по каталогу
В интернет-магазине необходимо поддерживать данные о товарах в актуальном состоянии и регулярно производить их выгрузку. О каких данных идёт речь?
Весь каталог товаров.
Цены на них (опт и розница, а также по конкретным дилерам).
Остатки товара на складе.
Поскольку в российских реалиях широко распространено «1С:Предприятие», то интеграция с ним крупным онлайн-ритейлерам нужна почти по умолчанию.
Приём и обработка заказов
При увеличении количества заказов, выполнять их быстро и качественно становится проблематично. А невыполнение наносит удар по деловой репутации онлайн-магазина. Как выглядит процесс обработки заказа на схеме?
За автоматическую обработку заказов отвечают такие сервисы, как:
«Мой склад»;
«1С:Логистика»;
BigLit;
Infor;
Lead.WMS;
Manhattan SCALE;
SAP WMS.
Доставка товаров
Автоматизация логистики протекает по следующей схеме:
В этом плане для автоматизации интернет-магазину необходима:
Большинство покупателей расплачиваются «наличкой». Однако, по данным TNS, всё большее распространение получают безналичные способы оплаты. Например:
банковскими картами (Visa, MasterCard, VISA Electron, Maestro и др.) пользуются 56% граждан;
электронными деньгами (Яндекс.Деньги, QIWI-кошелёк, PayPal, Деньги@Mail.ru и др.) — 46%;
интернет-банкингом (Сбербанк, Связной Банк, Альфа-Банк, ВТБ24 и др.) — 31%.
Поэтому в интернет-магазинах крайне желательна опция, которая позволяла бы производить оплату именно через эти сервисы.
Взаимоотношения с клиентами
Конечно, сфера отношений вообще – область, сложно формализуемая. Но можно формализовать этапы и прояснить результаты работы с клиентами. Для этого и используются автоматизированные системы управления взаимоотношениями с клиентами (англ. Customer Relationship Management, CRM).
В каком плане дополняют друг друга интернет-магазин и CRM?
Сегодня в России распространяются следующие CRM:
«Битрикс24»;
«Мегаплан»;
AmoCRM;
IntaroCRM;
«Класс 365»;
Mango CRM.
Почему 1С-Битрикс
На российском рынке представлена дюжина решений, предлагающих функционал по автоматизации внутренних бизнес-процессов интернет-магазина. Кому отдать предпочтение? Мы считаем, что 1С-Битрикс. Почему?
Во-первых, это система №1 среди платных тиражных CMS.
Во-вторых, на 1С-Битрикс уже работают более 25000 интернет-магазинов. Среди них такие известные торговые марки, как «Связной», «Евросеть», «Спортмастер» и другие. Кроме того, на Маркетплейсе размещены шаблоны 160 готовых онлайн-магазинов, а также более 400 дополнительных модулей к ним.
В-третьих, 1С-Битрикс предлагает качественный функционал для оптимизации внутренней работы. Он должен быть хорошо знаком отечественным специалистам.
В-четвёртых, в последнем обновлении (Управление сайтом 14.5) была реализована композитная технология. Она ускоряет отклик сайта в 100 и более раз. Интернет-магазины на основе новой технологии лучше ранжируются в поисковиках, а их конверсия значительно выше. Композитные сайты ставят 1С-Битрикс на особое место среди всех российских систем управления сайтом.
Вывод
Пока обороты интернет-магазина невелики, заниматься его «автоматизацией», скорее всего, преждевременно. Она необходима для крупных организаций, которые работают с колоссальными объёмами данных. Хотя 1С-Битрикс и выделяется на общем фоне, но на рынке есть достаточно много адекватных решений, которые подойдут владельцу онлайн-магазина. А что он выберет – зависит от его реальных целей и средств.